Строители ЦОД столкнулись с серьёзным дефицитом энергии, пытаясь строить всё более крупные объекты для ИИ-инициатив. На помощь готова прийти компания ProEnergy, предложившая альтернативу классическим источникам энергии — бывшие в употреблении авиационные двигатели, сообщает IEEE Spectrum. Некоторые ЦОД уже используют газовые генераторы ProEnergy PE6000 во время строительства и первых лет эксплуатации. После присоединения к энергосети турбины становятся резервными источниками питания, причём иногда не только для ЦОД, но и для местных коммунальных компаний.
Впрочем, идея не нова. Производители газотурбинных установок вроде GE Vernova и Siemens Energy давно используют адаптированные авиационные двигатели для создания стационарных генераторов, у которых уже есть своя ниша на рынке — они легче, компактнее и проще в обслуживании, чем обычные газотурбинные установки. Правда, по словам экспертов Axford Turbine Consultants, чтобы заставить авиационный двигатель вырабатывать электроэнергию, приходится приложить немало усилий.
Газовая турбина LM6000 компании GE Vernova была создана на основе успешного турбовинтового двигателя GE CF6-80C2, широко применяемого в коммерческих самолётах. Двигатель появился в 1985 году, а LM6000 — пятью годами позже. В конструкцию пришлось внести немало изменений, в том числе позволяющих вместо авиационного топлива работать на природном газе. Кроме того, важен и экологический аспект, поскольку классический двигатель выбрасывает немало оксидов азота в ходе работы.

Источник изображения: ProEnergy
Так или иначе, Generative Power Solutions утверждает, что классических газовых турбин просто не хватает, сроки поставок LM6000 составляют 3–5 лет. То же можно сказать и об «авиационной» турбине SGT-A35 компании Siemens Energy. Сроки ожидания некоторых популярных моделей ещё больше. Так, PE6000 обещают поставить в 2027 году. Производители, конечно, видят спрос со стороны дата-центров, но расширять производство пока опасаются из-за возможного краха ИИ-сектора.
Переделанный двигатель от ProEnergy может обеспечить до 48 МВт, чего достаточно для небольших и средних ЦОД или 20–40 тыс. домохозяйств. ProEnergy предлагает готовые к развёртыванию установки PE6000 на базе отремонтированных и доработанных б/у двигателей CF6-80C2. ProEnergy продаёт двухтурбинные блоки стандартной конфигурации. Они включают газовые турбины, собственно генераторы и множество других компонентов вроде систем охлаждения воздуха, поступающего в турбины в жаркие дни и т. п. Компания специализируется исключительно на модели CF6-80C2 для оптимизации и упрощения проектирования и обслуживания.
Первоначально PE6000 предназначался для коммунальных служб для компенсации нагрузок в часы пик. Из-за бума ЦОД операторы последних хотят сами приобретать генерирующие мощности, работающие на природном газе и готовые к эксплуатации в течение 5 минут после запуска. Замена нуждающегося в обслуживании двигателя осуществляется в течение 72 ч., а уровень выбросов ниже норм Агентства по охране окружающей среды США. С 2020 года ProEnergy выпустила 75 комплектов PE6000, на очереди ещё 52. В компании рассчитывают, что в следующие 10 лет около 1 тыс. авиадвигателей выведут из эксплуатации, поэтому недостатка в них не будет.
Популярности модели способствует не только резкий рост количества дата-центров, но и необходимость подолгу ждать подключения к электросети — иногда до 8–10 лет. В этих условиях турбины на основе авиадвигателей выступают как промежуточная технология, которая будет работать, пока коммунальная компания не будет готова обеспечить присоединение. По такому пути, например, пошла xAI, которая смогла в кратчайшие сроки запустить свои ИИ ЦОД, но столкнулась с противодействием экоактивистов.
Источник: