После длительных переговоров французская Atos получила контракт на £474,4 млн ($612 млн) в рамках программы Rainbow Program. Средства будут выделены на развитие IT-инфраструктуры для британского банка по ставке, втрое превышающей объявленную три года назад. При этом средства выделены без конкурсов и тендеров, сообщает The Register. Для «проблемной» Atos новый контракт означает перспективы постоянного дохода в ближайшие годы.
В прошлом месяце британский государственный сберегательный банк «Национальная сберегательная и инвестиционная компания» (National Savings and Investments, NS&I) заключила с Atos контракт на обеспечение работы ряда банковских IT-сервисов с 23 декабря 2024 года по 31 марта 2028 года. В банке объявили, что тендера не проводилось, поскольку удовлетворить потребности организации в виду «крайней срочности, вызванной непредвиденными событиями», способен лишь один поставщик услуг. О каких именно событиях идёт речь, не уточняется.
Изначально речь шла о создании ряда банковских систем за £480,3 млн в течение девяти лет (£53,3 млн/год), но в результате Atos получила контракт на три года и три месяца на почти такую же сумму. Новое соглашение является развитием прежней £600-млн сделки с Atos, заключённой в 2013 году сроком на семь лет с возможностью продления ещё на три года за дополнительные £300 млн. В 2023 году NS&I объявила о продлении всё того же контракта до марта 2025 года. Atos была названа предпочтительным поставщиком ещё в декабре 2023 года, но переговоры затянулись, поскольку Atos переживала не лучшие времена.
Теперь же было объявлено, что при заключении последнего контракта конкурентов у Atos не было «по техническим причинам». Фактически Atos и его субподрядчики являются действующими поставщиками ключевых банковских платформ для NS&I, опирающихся на взаимозависимые технологии и ресурсы. Другими словами, выстроить новую банковскую систему будет чрезвычайно сложно, поэтому полагаться по-прежнему можно только на Atos IT Services UK. В NS&I подчёркивают, что «пересборка» всей IT-инфраструктуры, формировавшейся в течение 25 лет, оказалась сложнее, чем ожидалось.
После пересмотра планов NS&I намерена завершить внедрение новых решений к осени 2028 года. При этом перечень работ, порученных Atos стал меньше. Изначально планировалось, что французская будет работать до марта 2032 года с возможностью продления до 2034 года. Теперь же NS&I планирует провести конкурс для выбора нового поставщика, который возьмёт на себя управление обновлёнными банковскими системами после окончания сотрудничества с Atos в марте 2028 году. Параллельно NS&I в рамках Rainbow Program заключила контракты с IBM и Sopra Steria контракты на общую сумму £610 млн ($733 млн). Вместе с тем последний государственный аудит Rainbow Program показал, что «успешная реализация проекта представляется недостижимой».
Atos в течение нескольких последних лет проводит реструктуризацию, чтобы справиться с накопившимися долгами. За это время компания сменила семь гендиректоров, неоднократно пыталась продать часть активов, а правительство Франции даже рассматривало возможность национализации компании. Однако нынешняя сделка с NS&I ещё не гарантирует светлое будущее. В 2023 году Atos лишилась £1,5-млрд контракта с британским пенсионным фондом National Employment Savings Trust (Nest). Контракт, рассчитанный на 18 лет, был расторгнут всего через два года после подписания.
Что иногда происходит при попытке сменить одно программное обеспечение на другое, особенно от другого разработчика, можно увидеть на примере муниципалитета Бирмингема. Там планировали заменить ERP-систему SAP на более современное решение Oracle, в результате чего работа чиновников была фактически парализована, город превратился в банкрота, а стоимость проекта выросла в разы.
Источник: