Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании (NAO) объявило, что Департамент предпринимательства и торговли (DBT) располагает недостаточным объёмом данных, чтобы оценить расходы на компенсацию ущерба гражданам, вовлечённым в скандал со сбойным ПО Horizon, из-за которого пострадали сотрудники Королевской почты, сообщает Computer Weekly.
Из-за неверных расчётов ПО Horizon с 1999 года были несправедливо обвинены в махинациях сотни, если не тысячи сотрудников почтовых отделений, а некоторые из них получили не только штрафы, но и реальные тюремные сроки. Пострадавших обвиняли в недостачах и фальсификации бухгалтерской отчётности, на самом деле вызванных ошибками в ПО, предоставленном Fujitsu. Около 900 человек привлекли к ответственности (ранее сообщалось о более 700), а тысячи вынуждены были оплачивать несуществующие недостачи из своего кармана.
В прошлом году после официального оправдания почти тысячи бывших руководителей и сотрудников почтовых отделений, ошибочно привлечённых к ответственности, была запущена программы компенсации ущерба Horizon Shortfalls Scheme (HSS). Однако в NAO считают, что выделенные правительством страны средства для покрытия расходов на HSS (£672 млн) и на программу возмещения ущерба осуждённым (£699 млн) не соответствуют реальным расходам. Более того, по данным NAO, расходы департамента уже превысили допустимый годовой лимит на £208 млн именно из-за подготовки к компенсациям.
В NAO заявили, что Почта лишь недавно начала рассылку информации потенциальным жертвам скандала и пока не удалось получить достаточных свидетельств, касающихся вероятного объёма компенсаций, поскольку даже «небольшие и разумные изменения» в предположениях о количестве заявок и размере выплат могут привести к весьма существенному изменению суммы выделенных из бюджета средств. Тем не менее, утверждается, что власти по-прежнему полны решимости обеспечить всем пострадавшим финансовую компенсацию.
Система Horizon оказалась центре внимания в 2018 году, когда группа из 555 бывших сотрудников почтовых отделений выступила с иском против Почты Великобритании, чтобы доказать, что именно ошибки в ПО вызвали несоответствия в бухгалтерской отчётности — предполагается, что это крупнейшая судебная ошибка в истории Великобритании, буквально сломавшая жизнь тысячам человек. При этом Fujitsu заявляет, что десятилетиями сообщала о проблемах, которые просто игнорировались ответственными лицами. Почта же утверждает, что ничего не знала об ошибках и вообще зависела в техническом плане от японской компании.
Правительству предстоят и расходы, связанные с некорректной работой системы Capture, работавшей до Horizon в 1990-х годах. Выяснилось, что она тоже была причиной недостач, так что теперь Комиссия по пересмотру уголовных дел (Criminal Cases Review Commission) изучает обвинительные приговоры, связанные с этим ПО. Для пострадавших DBT готовит схему компенсаций, аналогичную той, что предусмотрена для жертв Horizon.
Источник: