Huawei Cloud Congress 2014 (HCC 2014) проводится уже четвёртый год подряд. На этот раз конгресс в Шанхае посетили более 10 000 человек из 80 стран мира, хотя организаторы изначально рассчитывали привлечь в полтора раза меньше посетителей. На мероприятии присутствовали представители 66 партнеров Huawei, а всего за два дня было проведено порядка 200 сессий. Здесь можно вставить ещё пару красивых циферок роста продаж, привести слова какого-нибудь важного директора или вице-президента, а заодно выдать пару историй успеха. Но очевидно, что никому вся эта обертка не нужна. Давайте-ка лучше обойдёмся без всех этих условностей и ненужных «циферок». Впрочем, одну ремарочку стоит сделать — из десяти тысяч гостей не китайцев было тысячи три. Поэтому, в частности, подавляющая часть докладов представлялась на китайском языке, а некоторые и вовсе были рассчитаны исключительно на местных товарищей. Хотя на долю работы в Китае приходится только одна треть от общей прибыли компании, а из оставшихся двух третей больше половины приносит деятельность в регионе EMEA.
⇡#От виртуализации к дата-центрам в облаках
С облачными решениями, ради которых и затевалось всё мероприятие, ещё интереснее. Рядовому пользователю знакомы, пожалуй, только смартфоны Huawei да модемы и роутеры для стационарных и мобильных сетей связи. Специалисты вспомнят о телеком-решениях компании для провайдеров связи да серверах и корпоративных продуктах. Huawei, как и множество других нынешних IT-гигантов Китая, начинала в конце 80-х с импорта/экспорта сетевых решений других компаний, а первый самостоятельно созданный продукт тоже был простым свитчем. Собственно говоря, и сейчас 70% прибыли приносит сетевое направление, ещё примерно четверть приходится на мобильный сектор (а это не только смартфоны, но и разработка чипсетов, базовых станций и прочего оборудования), оставшаяся часть — всякие корпоративные штучки. А где облака? А облака относятся скорее к программным и архитектурным решениям, нежели к аппаратным, хотя с железной-то частью у Huawei как раз всё в порядке — и серверы, и системы хранения, и решения высокой плотности для дата-центров разрабатываются далеко не первый год.
С программной же стороной, кажется, и так все знакомы. Лет десять назад начали носиться вокруг виртуализации всего и вся. Потом перешли к концепции что-нибудь as a service («как услуга») — от классических IaaS, PaaS и SaaS до XaaS, где вместо X можно подставить чуть ли не любой термин из цифрового мира (и ведь наверняка такую услугу кто-нибудь уже запустил!). Затем стало модным создавать software-defined («программно-определяемые») системы вместо чисто аппаратных решений. Тут почему-то сразу вспоминается Gartner Hype Cycle. На слуху сейчас сети (SDN, software-defined networks) и хранилища (SDS, software-defined storage), а самые «правильные» компании не мелочатся и переходят сразу же к созданию программно-определяемых дата-центров (SDDC, Software-defined data center). В этом случае ресурсы нескольких физических ЦОД (необязательно находящихся даже на одном континенте) объединяются в общий пул, который потом «нарезается» на отдельные виртуальные ДЦ со всеми присущими им элементами — узлами вычислений, хранилищем, сетью и так далее. Но и это ещё не всё! Поверх всей этой инфраструктуры надо запустить подходящее ПО (базы данных, вычислительные модули и так далее), чтобы оно, в конце концов, обработало и сохранило вашу информацию. Ну а теперь можно задействовать системы по работы с большими данными (Big Data), но здесь речь уже скорее о самих данных и алгоритмах.
⇡#Облачная архитектура Huawei SD-DC2
Строго говоря, любому заказчику в целом не особенно интересно, как там всё внутри устроено. Для него главное — это удобным способом отправить данные на обработку и как можно скорее получить результат, не затратив при этом лишней копейки. Для этой задачи и была придумана анонсированная на конференции новая облачная архитектура Huawei SD-DC2 — Service Driven-Distributed Cloud Data Center, или же «сервис-ориентированный распределенный облачный центр обработки данных». В пресс-релизе говорится буквально следующее: «Он объединяет инновационные решения в области облачных технологий, больших данных и управления данными, что даст возможность построить ориентированную на сервисы ИТ-инфраструктуру корпоративного уровня с контролем состояния служб, бизнес-аналитикой и унифицированным управлением. Более того, открытая архитектура SD-DC² совместима с продуктами сторонних производителей, что позволяет клиентам идти в ногу со стремительными изменениями ИТ-отрасли». Сложно? Много красивых, но не очень понятных слов? Хорошо, тогда давайте «раскручивать» всю цепочку в обратном направлении.
Во-первых, на конгрессе Huawei представила свой набор средств разработки корпоративных приложений eSDK, предназначенный для создания продуктов на базе всех решений Huawei — от мобильных до облачных. Кроме того, у Huawei имеется готовая система для бизнес-аналитики Big Data FusionInsight, которая включает в себя два «движка» — FusionInsight Hadoop для работы с большими массивами данных и FusionInsight Streaming для обработки информации в режиме реального времени. Работает всё это поверх облачной операционной системы Huawei FusionSphere, которая недавно доросла до пятой версии и будет представлена к концу года (как обычно, все эти новинки уже несколько месяцев обкатываются компаниями-партнёрами, а публичный релиз будет доступен позже). Уровнем ниже находится FusionManager, управляющий всем пулом имеющихся ресурсов. Ещё ниже — системы управления вычислительными модулями (виртуальными машинами), системами хранения (всё то же SDS) и сетями (SDN). На физическом уровне всё это обслуживается серверами FusionServer/FusionCube, хранилищами OceanStor и сетевым оборудованием Huawei.
Чуть в стороне находится FusionAccess — система управления доступом клиентских устройств и приложений к облаку — это могут быть и тонкие клиенты для терминального доступа к десктопу, живущему в дата-центре, и, например, корпоративные приложения на мобильных устройствах. Впрочем, прелесть FusionSphere в том, что она позволяет использовать сторонние продукты, не привязываясь исключительно к решениям Huawei. Таким образом, можно объединить в одно целое уже имеющийся парк машин, собственные дата-центры и публичные облака. Наконец, последний элемент SD-DC2 — это система управления всеми компонентами облачного дата-центра ManageOne. Она собирает информацию и позволяет управлять и оборудованием, и ПО. Строго говоря, большая часть того, что было представлено на конгрессе, либо уже имеется в продаже, либо получило обновление, либо же скоро станет доступным. Так что есть смысл чуть более подробно рассказать только о некоторых действительно интересных новинках. Хотя глубоких технических подробностей ждать не стоит, ведь это всё-таки анонсы.
⇡#Облачная ОС FusionSphere 5.0
FusionSphere 5.0 базируется на OpenStack — открытой облачной платформе. Huawei не только использует разработки с открытым исходным кодом, но и сама активно участвует в улучшении OpenStack. И да, если вам уж так интересно, то один из ключевых центров R&D компании, занимающихся софтом, расположен в Бангалоре, что, в общем, неудивительно. Huawei заявляет, что благодаря OpenStack можно объединить до сотни дата-центров и запустить в них миллион виртуальных машин. Да и сама FusionSphere в рамках одной системы позволяет запустить на 4096 серверах до 80000 ВМ, обещая при этом не самые высокие накладные расходы на виртуализацию. Из прочих интересных возможностей указывается возможность создания ёмких (20 Пбайт) и производительных (10 млн IOPS) хранилищ с низкой задержкой доступа. Ну и самое интересное — это виртуализация сети на уровнях от L2 до L7, хотя основная SDN, судя по всему, работает на L2. Отдельно упоминается готовность FusionSphere для работы с облачными сервисами операторов связи и поддержка технологии NFV (Network Functions Virtualization).
Любопытно, что все эти возможности уже используются самой Huawei и некоторыми её заказчиками — по всему миру на FusionSphere сейчас работают 120 ЦОД. Естественно, на презентации неоднократно упоминались и прочие «ключевые слова»: безопасность, производительность, автоматизация, снижение стоимости обслуживания и так далее. Увы, детали пока недоступны. Кроме того, компания представила своё решение для повышения надёжности работы дата-центров на случай аварий — Active-Acitve Data Center Disaster Recovery Solution. Оно предполагает создание двух и более дата-центров, параллельно обслуживающих одни и те же задачи и синхронизирующихся на уровне хранилищ, баз данных, приложений, сети и передаваемых данных. Оно же может использоваться не только для повышения надёжности работы ЦОД, но и для балансировки нагрузки между ними.
⇡#Конвергентное хранилище OceanStor V3
Ещё одно важное обновление коснулось системы хранения данных SDS OceanStor. Сами разработчики называют её первой в мире конвергентной СХД. И вот почему. Во-первых, она одновременно может работать и в составе SAN, и в роли NAS, что должно, с одной стороны, снизить затраты на покупку оборудования, а с другой — сэкономить дисковое пространство. Во-вторых, она позволяет легко импортировать данные из популярных СХД сторонних компаний — EMC, IBM, NetApp и других — или же просто работать с ними. А наличие встроенных средств резервного копирования позволяет снизить расходы на эту процедуру на 40%. Кроме того, хранилище позволяет по-умному распределять данные между HDD и твердотельными накопителями в зависимости от выставленных приоритетов и текущей задачи. Наконец, последняя особенность OceanStor V3 — это возможность использования в одной системе хранилищ разного класса, от высокопроизводительных «шкафов» до «кубиков» начального уровня. О примерах успешного использования OceanStor рассказали докладчики из студии анимации Illumination Mac Guff (одни из создателей мультфильма «Гадкий я — 2») и Пекинского института геномики (BGI).
С первыми и так всё понятно — при подготовке фильма использовались тысячи вычислительных узлов, круглосуточно обрабатывающих миллионы файлов общим объёмом несколько петабайтов. И всё это ради полутора часов 3D-видео высокого качества. А вот в рассказе вице-президента BGI прозвучала одна интересная цифра. Полное медицинское досье на одного человека, включая его геном, биометрию, результаты обследований и все прочие характеристики, занимает нынче 10 Тбайт. И всё это надо не просто хранить, а обрабатывать. Собственно говоря, на HCC 2014 Huawei представила обновлённые линейки серверов FusionServer V3, которые теперь используют процессоры Intel Xeon серии E5-2600 v3. Также был представлен сервер X6800, созданный специально для использования в облаках и работы с Big Data. Про эти суровые «железки» можно подробнее узнать на официальном сайте, а мы на этом завершим рассказ о новинках Huawei.
Замечательно, но зачем вообще нужны все эти облака, архитектуры, серверы, хранилища? Может, оставить всё как есть? Раньше же как-то обходились. К счастью или к сожалению, от них никуда не деться. По прогнозам IDC, к 2020 году общий объём данных, сгенерированных человечеством, будет в восемь раз больше, чем 2012 году. А в том же Китае он вырастет аж в 24 раза. По данным Huawei, уже сейчас во всём мире обслуживаются около 7 млрд подключений к мобильным сетям. К 2025 году одних только смартфонов будет более 8 млрд, а общее число интернет-пользователей вырастет минимум на 3 млрд, и каждый из них будет в среднем потреблять 1,7 Гбайт информации в день. Пресловутый Интернет вещей потребует уже 100 млрд подключений к Сети. Одной из главных ценностей станет возможность сетевого взаимодействия с остальным миром, а не только природные ресурсы, капитал и R&D. Для оценки текущего положения и перспектив каждой страны Huawei ввела «Глобальный индекс сетевого взаимодействия» (Global Connectivity Index, GCI). Оценка основана на данных по 25 развитым и развивающимся странам, на долю которых приходится 78% мирового ВВП и в которых проживает 68% мирового населения, а также включает результаты исследования по 10 важнейшим отраслям.
Индекс состоит из двух компонентов — текущего уровня вовлеченности страны в Сеть и уровня её роста. Первый оценивается по уровню проникновению широкополосного доступа в Интернет, скорости доступа в Сеть, количеству скачиваемых мобильных приложений, уровню инвестиций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и так далее. Второй — по росту тех же самых параметров с течением времени и планам государства по развитию ИКТ. Полностью комментировать отчёт смысла нет — его можно скачать здесь. Но некоторые показатели привести стоит. Первое место в глобальном рейтинге занимает Германия, а Россия находится на двенадцатом. Список по текущему уровню сетевого взаимодействия возглавляют США, Россия в нём же стоит на тринадцатом месте. Самые быстрорастущие страны — это Кения и Чили. Россия по скорости роста находится на девятом месте. В исследовании Huawei говорится, что рост значения индекса GCI на один процент соответствует росту ВВП на душу населения на 1,4—1,9 %. В свете последних подвижек нашего государства это звучит особенно интригующе.
Увы, в одиночку охватить все выступления конгресса физически невозможно. К тому же на некоторых докладах прессу и вовсе не ждали, а заметная часть выступлений велась исключительно на китайском языке. Хотя про использование новых технологий в электронном правительстве или финансовой сфере послушать было бы весьма любопытно. Ну а больше всего запомнились, как ни странно, не рассказы о том, кто стал выше, быстрее, сильнее, а небольшой стенд SAP, где демонстрировалась система HANA, работающая на серверах FusionCube. Делала эта система одну простую и в то же время очень сложную штуку — анализировала в режиме реального времени игру футболистов сборной Германии на чемпионате мира. Кто знает, не она ли помогла команде завоевать очередной Кубок?