Малайзия и Сингапур содписали соглашение, предусматривающее создание особой экономической зоны Johor-Singapore Special Economic Zone (JS-SEZ). Оно должно укрепить сотрудничество и взаимные инвестиции между Джохором и Сингапуром, использовав их близость для общего роста, как это было с Шэньчжэнем и Гонконгом, сообщает DigiTimes. Площадь JS-SEZ составит 3,5 тыс. км2. В ОЭЗ партнёры намерены в течение пяти лет привлечь 50 инвестиционных проектов.
Малайзия рассчитывает, что ОЭЗ позволит создать около 100 тыс. рабочих мест и к 20230 году начнёт приносить MYR260 млрд ($57,78 млрд). Инвестиции ожидаются преимущественно со стороны сингапурских компаний, которые увидели для себя новые возможности для роста. Впрочем, компании подчёркивают необходимость расширения благоприятных для бизнеса политик в рамках новой экономической зоны, включая упрощение бюрократических процедур, расширение налоговых льгот и развитие инфраструктуры.
Уникальное географическое положение Сингапура и его особый экономический ландшафт привели к созданию стратегии Singapore+1, поощряющей бизнесы открывать азиатско-тихоокеанские штаб-квартиры именно в Сингапуре, а производство и прочие виды деятельности переносить в близлежащие регионы вроде Джохора (Малайзиия) и Батама (Индонезия). Такой подход приобрёл особое значение в отраслях, требующих земли, например, для строительства ЦОД, поскольку в самом Сингапуре острый дефицит свободных площадей, энергии и природных ресурсов.
В 2019–2022 гг. сингапурские власти приостановили развитие новых дата-центров. За это время Джохор успешно привлёк 50 проектов ЦОД. Реализовать проекты в Сингапуре до сих пор непросто, а Джохор становится всё более привлекательным для размещения объектов, которые Сингапур более не может себе позволить из-за нехватки места.
По словам Министерства экономики Малайзии, основной целью JS-SEZ является устранение барьеров для перемещения людей и товаров и стимулирование бизнеса. По данным Bloomberg, пока сохраняются логистические вызовы. Ежедневно граница между странами пересекается 300 тыс. раз, но передвижению мешают задержки на таможне. При этом реализация проекта высокоскоростной железной дороги между Куала-Лумпуром и Сингапуром задерживается. Впрочем, отраслевые эксперты предупреждают, что основными вызовами является повышение административной эффективности и работа с инвесторами.
При этом Малайзия и сама претендует на роль IT-хаба, способного составить конкуренцию Сингапуру, и как будет развиваться сотрудничество в таких условиях, предсказать довольно трудно. Индонезия, с которой Сингапур также планирует расширить сотрудничество, сама не прочь стать новым IT-лидером региона.
Источник: