За звание обладателя быстрейшего в мире суперкомпьютера активно борются два азиатских тигра — КНР и Япония. Обе страны обладают огромным потенциалом в области разработки микроэлектроники. Пока лидируют китайцы: в списке Top 500 первые два места занимают системы Sunway TaihuLight и Tianhe-2; первая, к тому же, славится своей экономичностью, потребляя всего 15,3 мегаватта при производительности в районе 93 петафлопс. Но это не значит, что Страна восходящего солнца собирается сдаваться. В 2011 году и ранее первое место в списке машин с наилучшим соотношением производительности и уровня энергопотребления занимал японский кластер Tsubame 2. Его наследник, Tsubame 3, готов побороться в высшей лиге, в этом уверен профессор Токийского технологического института Сатоши Мацуока (Satoshi Matsuoka), один из разработчиков вычислительного комплекса.

Сатоши Мацуока демонстрирует один из узлов Tsubame 3. Виден унифицированный контур СЖО
За его плечами двадцатилетний опыт проектирования и строительства кластерных систем различных масштабов, мощностей и назначения. Первый же спроектированный им суперкомпьютер Tsubame 1 (введён в строй в 2006 году) обошёл мощнейший на тот период вычислительный комплекс Earth Simulator, и при этом он был универсальным и пригодным для выполнения задач любого рода. Профессор не без оснований полагает, что его группа одна из первых в области создания гетерогенных архитектур. Опыты в области экономичности, однако, показали, что применение малых экономичных, но узкоспециализированных процессоров не является оптимальным. В итоге была избрана гетерогенная схема с x86 в качестве управляющих процессоров и графических ускорителей в качестве вычислительных модулей.

Главным поставщиком оборудования для Tsubame 3 стала компания HPE
Уже Tsubame 2 был полностью гетерогенным и, как уже было сказано, этому кластеру удалось поставить рекорд экономичности. Его наследник получил такую же архитектуру. В его основе лежит 540 узлов, каждый из которых содержит по четыре ускорителя NVIDIA Tesla P100 (2160 в сумме) и два 14-ядерных процессора Intel Xeon E5-2680 v4 (15120 ядер в сумме). Для межузловой связи имеется пара портов Intel Omni-Path (2160 портов суммарно), а в качестве подсистемы хранения данных применены накопители Intel серии DC с поддержкой NVMe объёмом 2 Тбайт. Такова конфигурация узла HPE Apollo 8600, который по габаритам меньше стандартного корпуса формата 1U.

Ускоритель NVIDIA Tesla P100 в версии NVLink
Над Tsubame 3 была проведена тщательнейшая оптимизация, и она дала свои плоды. Хотя на момент проведённых замеров в июне 2017 года машина работала не в полной конфигурации, ей уже удалось занять 61 место в общем списке Top 500 и выйти на первое место в списке Green 500, отобрав его у NVIDIA DGX-1 и Cray XC50, а также и у Sunway TaihuLight. Показатель составил 14,11 гигафлопс на ватт, что существенно выше предыдущего рекорда — 9,4 гигафлопс на ватт. Полностью система вошла в строй не так давно, 1 августа. Её расчётная мощность составляет 12,1 петафлопс. До TaihuLight, конечно, далековато, но команда Сатоши Мацуока не собирается уступать место в Green 500.

Япония — лидер экономичности: все три первых места в Green 500 принадлежат ей
Интересен выбор технологии Omni-Path вместо традиционных Ethernet или InfiniBand, но исследователи выяснили, что оптимальным соотношением пропускной системы локальной памяти и скорости межузловых соединений является 2 к 1. С тех пор они придерживаются этого параметра, и скорости, предлагаемые Omni-Path, отлично способствуют сбалансированности системы в целом: Omni-Path даёт скорость 12,5 Гбайт/с, PCIe — 16 Гбайт/с, а NVLink — 20 Гбайт/с. Разница в скоростях составляет менее 2 к 1. Применение новой сетевой технологии позволило «накормить» каждый графический ускоритель в системе так, чтобы он простаивал как можно меньше. Кроме того, адаптеры Omni-Path показали себя более экономичными, нежели эквивалентные им карты InfiniBand. В узлах также использованы коммутаторы PCI Express, и все устройства могут общаться друг с другом независимо от центральных процессоров x86.

Комплекс Tsubame 3 использует жидкостное охлаждение
В интервью зарубежным СМИ Сатоши Мацуока озвучил своё видение идеальной кластерной системы. Такая система должна иметь только одну систему соединений на все компоненты, причём, любое соединение будет коммутируемым. Все протоколы будут скрыты под программной частью и полностью прозрачны для разработчика ПО. К этому стремится его команда разработчиков, но в реальном мире приходится довольствоваться сразу тремя типами соединений, но с прозрачностью дела идут неплохо, за исключением редких случаев. Тем не менее, он отметил, что с использованием Intel Omni-Path требуются некоторые усовершенствования в ЦП. Главная задача разработчиков Tsubame 3 на сегодняшний момент - добиться полной синхронности в работе всех трёх подсистем: Omni-Path, PCIe и NVLink. Разработчики оптимизируют соответствующие алгоритмы и улучшают их масштабируемость. Команде профессора Сатоши Мацуока помогают дружественные разработчики из Университета штата Огайо.
Источник: