Dell Solutions Summit 2014, проходивший в Брюсселе, оказался не очень обычным мероприятием. Быть может, к такому формату привыкли аналитики или партнеры компании, но точно не журналисты. Нет, вначале, конечно, была традиционная речь в исполнении Майкла Делла — о том, что Dell развивается семимильными шагами и покоряет планету Земля. Из интересного Майкл озвучил то, что продажи обоих подразделений Dell — корпоративного и потребительского — растут, тогда как рынок ПК, вообще-то, падает. А вот потом…
Вашему покорному слуге на этом мероприятии выпал случай посетить сессию под названием Future Ready IT. Переведем это как «ИТ для будущего». И автор этих строк, заняв свое место, открыв ноутбук и набрав заголовок Dell Solutions Summit, уже было приготовился привычно зевнуть, слушать и записывать, но выяснилось, что слушать надо будет по минимуму. А куда больше придется думать и говорить.
«Как, дорогие коллеги, вам видится это самое Future Ready IT? — спрашивает собравшихся докладчик. — Давайте обсудим. Назовите какие-нибудь ключевые слова, которыми вы могли бы охарактеризовать «ай-ти» будущего». «Дорогие коллеги» — это два с половиной журналиста (из русских — только ваш покорный слуга), с десяток аналитиков (из которых пяток — из IDC), а также собственно сотрудники Dell. Последние вообще уселись кружочком — по всему периметру аудитории, чтобы ни одна фраза гостей мероприятия не ускользнула и не потерялась. Позевать не получится. Так какое оно, Future Ready IT?
Суммарно «дорогие коллеги» набрали 14 пунктов. Приведем их все, а самые важные — прокомментируем. Заодно сразу оговоримся, что под IT представители Dell, аналитики и все-все-все на мероприятии единодушно подразумевали программно-аппаратные комплексы для предоставления многочисленным пользователям тех или иных услуг. В общем, «ай-ти» — это такое глобальное нечто, включающее в себя и облака, и серверы, и ЦОДы, и ПО…
Итак, «готовая к будущему IT-индустрия», по мнению аналитиков и двух с половиной журналистов, подразумевает:
- Расширяемость;
- Инновации;
- Энергоэффективность;
- Безопасность;
- Оптимизацию нагрузок;
- Отсутствие жесткой привязки к конкретным устройствам;
- Предоставление всего в виде сервисов (Everything-as-a-Service);
- Возможность подключения за пределами дата-центра;
- Огромные операционные бюджеты на содержание;
- Гибкость в отношении поддерживаемого ПО;
- Ориентированность на задачи бизнеса;
- Гибкую подстройку под окружающую среду;
- Определяемость со стороны программного обеспечения;
- Способность быстро восстанавливаться в случае непредвиденных обстоятельств.
С первыми пятью пунктами все понятно, но дальше некоторые звучат так, что требуют пояснений. Да и во многом они, на самом деле, пересекаются. Отсутствие жесткой привязки к конкретным устройствам означает, что одни и те же задачи вы сможете с одинаковым успехом решать как на компьютере, так и, например, на смартфоне. Добиться этого позволяет следующий пункт — предоставление любых услуг в виде сервисов, то есть исполнение всех задач на серверах, без нагрузки на клиентские устройства.
Возможность подключения за пределами дата-центра позволяет избавить ЦОДы от самой страшной напасти — человеческого фактора. То есть в идеале в самом ЦОД должно быть минимальное количество людей, а железо должно позволять системным администраторам полностью управлять им откуда угодно. В общем, грубо говоря, чтобы ситуация, когда пьяный сисадмин запутался в проводах и отрубил сервер, была бы полностью исключена. Тем не менее даже такой «бесчеловечный» дата-центр требует огромных затрат на содержание (и все более квалифицированных специалистов) — и отсюда вырастает пункт 9.
Гибкость в отношении поддерживаемого ПО должна позволять использовать на одном и том же железе разные наборы программ. По сути, пункт 13 — про это же: программно-определяемые устройства дают конечному пользователю возможность не думать о том, что за железо скрывается за софтом и способно ли оно выполнить те или иные операции. ПО должно позволять масштабировать аппаратные мощности и выделять под задачу ровно столько, сколько нужно.
Пункт 11 — ориентированность на задачи бизнеса — вашему покорному слуге кажется забавным, но, если судить по реакции владельцев бизнеса, сидевших в том же зале, он очень даже имеет право на существование. «Эти айтишники напридумывают всякого, оно интересное, но зачем нужно — не ясно». В общем, «дорогим коллегам» хочется, чтобы «эти айтишники» ориентировались не на то, что круто выглядит и интересно было бы реализовать, а на то, что действительно нужно сделать.
Гибкая подстройка под окружающую среду — пункт 12 — означает, по сути, лишь использование ресурсов этой самой окружающей среды для питания или охлаждения серверов. Солнечные батареи, ветряки, системы бескондиционерного охлаждения — и так далее.
Ну и с пунктом 14 снова все понятно — бекапы, быстрое восстановление из бекапов, резервные источники питания и все такое прочее, причем максимально автоматизированное.
Оказывается, днем ранее на аналогичном мероприятии в Dell опросили партнеров — и получили другие 14 пунктов, во многом, правда, пересекающиеся с тем, до чего додумались журналисты и аналитики. По мнению партнеров, то есть менеджеров тех или иных компаний, использующих решения Dell, пресловутые IT будущего подразумевают:
- Масштабируемость;
- Графическую оболочку нового поколения;
- «Зеленые» технологии;
- Безопасность;
- Возможность предсказания действий и возникающих задач;
- Гибкость;
- Оптимизацию конфигураций;
- Единый интерфейс;
- Простоту;
- Открытость;
- Ориентированность на задачи конечного пользователя;
- Управляемую свободу;
- Зависимость от сценария использования;
- Самовосстановление.
Курсивом в этом списке мы выделили те пункты, которые либо не полностью совпадают, либо полностью не совпадают с пунктами из первого списка. Совпадающих значительно больше, то есть некие общие направления, в которых должны развиваться IT, в головах разных людей (из разных стран, с разными профессиями и с разными взглядами на жизнь) выглядят одинаково.
Честно говоря, у вашего покорного слуги возникло ощущение, что именно это и было целью мероприятия — в Dell хотели узнать, как это самое ИТ будущего видят партнеры и аналитики, чтобы потом понять, насколько выбранное компанией направление развития соответствует этому образу.
Собственно тому, как представляет себе IT будущего сама Dell и что она делает, а также будет делать, чтобы воплотить свое представление в жизнь, была посвящена вторая часть сессии Future Ready IT. Здесь задавали меньше вопросов и делились фактами и прогнозами. Меньше оперировали размытыми терминами («управляемая свобода» — звучит-то как!) и давали куда больше конкретики.
Начнем с того, что в Dell продолжают верить в закон Мура. Правда, в его немного измененную версию: теперь, по словам представителей Dell, производительность будет удваиваться не раз в два года, как раньше, а раз в три года. И действовать такое правило будет до 2020 года — дальше в Dell заглядывать не готовы. При этом некоторые отдельные показатели будут расти ощутимо быстрее. Так, аналитики Dell заявляют, что к 2020 году производительность вычислений с плавающей запятой вырастет в 20 раз (относительно показателей 2012 года), а средний объем оперативной памяти в сервере — в 16 раз.
Увеличиваться будет не только производительность серверов, но и потребность в них. С каждым годом человечество производит все больше данных. Скажем, 90% данных в Интернете создано за последние 2 года. По прогнозам Dell, к 2020 году объем существующей информации вырастет в 50 раз. И все это надо будет как-то обрабатывать и где-то хранить.
Ну и в целом развитие технологий стремительно ускоряется. В ХХ веке в повседневную жизнь людей вошло примерно столько же всевозможных изобретений, сколько за 19 веков до этого. При этом одновременно все усложняется: люди требуют от устройств все большей гибкости, большей отзывчивости. И к этому Dell тоже пытается подготовиться, например модифицируя системы хранения данных.
В Dell считают, что жесткие диски, еще недавно служившие основным устройством хранения практически в любых серверах, должны уступить дорогу SSD. И уступят — по двум основным причинам. Во-первых, конечно, скорость — устройства хранения долгое время являлись (и по сей день являются) «бутылочным горлышком», компонентом с самой низкой пропускной способностью. Во многих задачах производительность сервера определяется именно возможностями жестких дисков — все упирается в них.
Во-вторых, как это ни удивительно, объем. Сейчас для того, чтобы получить массив объемом 0,5 Пбайт, по оценкам Dell, требуется 7 2U-корпусов, под завязку набитых дисками объемом 6 Тбайт. В обозримом будущем емкость жестких дисков вырастет до 12 Тбайт, и 7 2U-СХД дадут уже целый петабайт. Однако в то же время тот же петабайт можно будет набрать из установленных в один 2U-корпус 24 SSD объемом 42 Тбайт каждый, которые — опять-таки по прогнозам Dell — к этому моменту уже будут существовать.
В результате SSD получаются выгоднее и по скорости, и по объему. Остается вопрос цены, но стоимость 1 Гбайт пространства в случае SSD сейчас падает быстрее, чем в случае HDD, так что к моменту достижения того самого «обозримого будущего», возможно, цена SSD и HDD одинаковой емкости не будет различаться настолько разительно, как сейчас. Также Dell делает ставку на NVMe (Non Volatile Memory Express) — так в компании именуют и протокол передачи данных, разработанный Dell при непосредственном участии Intel, Cisco, EMC, IDT, NetApp и Oracle, и собственно SSD-накопители, подключающиеся к шине PCI-E и передающие данные при помощи этого протокола.
Dell считает NVMe (иногда еще встречается наименование NVM Express Flash или NVMe Express Flash) чуть ли не революцией. По заявлениям представителей компании, между оперативной памятью и носителями данных до появления приводов NVM существовала огромная разница в скорости. Так, по длительности задержек жесткие диски отстают от оперативной памяти в среднем в 10000 раз, SATA SSD — где-то в 1000 раз. NVMe позволит сократить разрыв — их латентность меньше: где-то 1-10 мкс против 100 нс у DRAM. То есть разница — в 10-100 раз. К тому же по количеству операций в секунду NVMe куда ближе к тому, чтобы исчерпать возможности процессора, чем SATA SSD и тем более HDD.
Неудивительно, что Dell уже сейчас активно продвигает хранилища на базе NVMe. Например, Dell R630 (с нескромным названием Warp Speed Data Server) — систему из 24 SSD форм-фактора 1,8 дюйма, предназначенную для кеширования, баз данных и стриминга. Есть в ассортименте Dell и комбинированные хранилища. Скажем, R730xd (Glacier Fire Data Server) с 18 такими же SSD и 8 3,5-дюймовыми HDD, где жесткие диски служат в первую очередь для бекапа и эшелонирования.
При этом специалисты Dell уверены, что жесткие диски не уходят на покой — они займут место магнитных лент, до сих пор используемых для архивного хранения данных. По стоимости хранения эти два типа носителей скоро сравняются, при этом у жестких дисков есть немало преимуществ — они как минимум дешевле в эксплуатации. Правда, магнитные ленты используются потому, что жесткие диски не могут обеспечить такую же надежность при длительном хранении информации, так что, возможно, в будущем найдется место и для ленты.
Также в Dell стараются максимально упростить процедуру мониторинга оборудования, встраивая в свои серверы PowerEdge контроллеры iDRAC (integrated Dell Remote Access Contorller) — некий аналог IPMI. Технология не новая, сейчас в ходу iDRAC уже 8-го поколения, и в этом поколении к ней добавили NFC. Достаточно прикоснуться смартфоном к серверу — и на экране мобильного устройства появятся данные мониторинга. Также с помощью iDRAC осуществляются автоматическое развертывание ОС, автоматическое обновление ПО и многое другое.
Кое-что рассказали и о более далеких перспективах. Скажем, в Dell плотно занимаются разработкой системы погружного охлаждения серверов (immersion cooling). Максимальная мощность, которую современные системы охлаждения способны отвести от одной серверной стойки, составляет примерно 16 кВт. С появлением погружного охлаждения Dell обещает повысить этот показатель до 4 МВт на стойку. Основная проблема в разработке, естественно, с подбором жидкости — у нее должна быть достаточно высокая температура кипения и низкая проводимость, к тому же она не должна вызывать коррозию каких-либо комплектующих сервера, а также — во избежание неприятных случайностей — не должна быть ядовитой. Сейчас Dell ведет эксперименты с четырьмя типами жидкости — какими именно, само собой, пока никто не рассказывает.
Выводов из всего вышесказанного можно сделать два. Во-первых, Dell активно пытается придумывать что-то новое и продвигать это в современные IT, развивать то, что у нее лучше всего получается, и вообще принимать активное участие в формировании не раз упомянутых в этом материале IT будущего.
Однако, во-вторых, если Future Ready IT действительно будут выглядеть так, как их видят аналитики и партнеры компании (уж больно много совпадений в предсказаниях этих групп), то Dell надо прилагать еще больше усилий в еще большем количестве направлений, чтобы предлагаемая ею продукция соответствовала столь высоким требованиям неумолимо надвигающегося будущего.