SaaS-системы для организации совместной работы и управления корпоративной информацией

 

Перед тем как перейти непосредственно к обзору, имеет смысл чуть подробнее остановиться на концепции SaaS, предполагающей лицензирование онлайнового программного обеспечения на условиях аренды. Ключевыми преимуществами такой схемы являются радикальное сокращение затрат на развертывание ПО в организации и быстрота внедрения софтверных разработок, доступ к которым осуществляется через обычный браузер. В отличие от традиционных решений, SaaS-сервисами можно начать пользоваться сразу после оплаты, что бывает крайне выгодно в условиях быстро растущего малого и среднего бизнеса. К тому же компании могут легко прогнозировать и оптимизировать расходы, периодически оплачивая только то количество лицензий, которое реально задействовано в работе.

Очевидны также другие положительные факторы SaaS-решений для заказчиков: отсутствие необходимости в обновлении ПО на стороне клиента, предоставление доступа к информации из любой точки мира и мультиплатформенность, допускающая возможность работы с продуктом как со стационарных компьютеров, так и посредством портативных устройств. Облачная модель обеспечивает полную мобильность пользователей и позволяет с наименьшим бюджетом организовывать взаимодействие удаленных сотрудников, что особенно актуально для компаний с территориально распределенными офисами и филиалами. Благодаря SaaS современные коммуникации стали намного ближе, и убедиться в этом можно, опробовав в деле любой из перечисленных ниже русскоязычных и простых в использовании cloud-сервисов.

“Мегаплан. Совместная работа

Адрес: megaplan.ru/products
Разработчик: компания "Мегаплан"

Пожалуй, один из самых известных и широко рекламируемых на рынке продуктов для организации слаженного взаимодействия персонала компании независимо от его численности и местонахождения. Благодаря внушительной функциональности, инструментарий "Мегаплан. Совместная работа" обеспечивает не только управление корпоративными коммуникациями, но и ведение скрупулезного учета реализуемых проектов. Сервис позволяет каждому зарегистрированному в системе сотруднику видеть свои задачи и участвовать в работе над ними, эффективно распределять свое время и контролировать работу подчиненных, участвовать в общих обсуждениях и отправлять личные сообщения, использовать готовые документы и пополнять общую базу новыми. В числе прочих особенностей продукта фигурируют функции планирования дел и встреч, ведения персонального и корпоративного календарей, структурированного хранения файлов и совместной работы над документами. Особый акцент разработчики делают на возможности создания единого информационного пространства для обсуждения актуальных вопросов.

Для увеличения функциональных возможностей и полной автоматизации бизнес-процессов "Мегаплан" может быть интегрирован с другими используемыми компанией программными комплексами. Взаимосвязь систем обеспечивается с помощью импорта и экспорта данных, а также путем полной интеграции с использованием интерфейса API. Посредством API можно создавать и редактировать проекты, управлять списками сотрудников, дел и событий в ежедневнике, получать комментарии к задачам и отвечать на них, получать уведомления о событиях (постановке задачи, появлении комментариев и так далее), работать со списком избранного и выполнять прочие операции. Процедура авторизации и язык запросов подробно описаны в прилагаемой к продукту документации на сайте wiki.megaplan.ru/API.

Не оставили без внимания создатели "Мегаплана" вопросы защиты корпоративных данных, надежность хранения которых обеспечивается сочетанием аппаратных и программных требований к IT-безопасности. Все файлы и данные в SaaS-системе автоматически резервируются, а для доступа к ним может быть использован протокол HTTPS, обеспечивающий шифрование транслируемого между пользовательским компьютером и сервером трафика и защищающий от хакерских атак, основанных на прослушивании сетевого соединения. По заверениям разработчиков, каждая учетная запись в системе имеет отдельную базу данных, что делает практически невозможным получение несанкционированного доступа к данным другой учетной записи даже в случае обнаружения уязвимостей класса SQL Injection. Для организаций, опасающихся переносить свои данные в облако, предусмотрена коробочная версия "Мегаплана", устанавливаемая на собственном или арендованном сервере клиента и обслуживаемая силами собственного IT-персонала. Данный вариант может быть интересен средним и крупным компаниям с развитой инфраструктурой, усиленными требованиями к информационной безопасности и штатом технических специалистов. Кроме того, коробочная версия рекомендуется в том случае, когда требуется расширить функциональность продукта под конкретные задачи.

Что касается финансовой стороны вопроса, то она зависит от версии "Мегаплана", количества приобретаемых лицензий и срока оплаты. В самом экономном варианте пользование услугами SaaS-сервиса обойдется в 152 рубля за лицензию на одно рабочее место в месяц.

"Битрикс24"

Адрес: bitrix24.ru
Разработчик: компания "1С-Битрикс"

Одна из новейших cloud-разработок компании "1С-Битрикс", относящаяся к классу ПО Social Business Software (SBS) и реализующая концепцию социального интранета в облаке. Решение ориентировано на малый и средний бизнес и в зависимости от выбранного заказчиком тарифного плана включает средства социальных коммуникаций, управления задачами, календарями, документами и отчетами, а также содержит CRM-инструменты, механизмы учета рабочего времени сотрудников и многое другое.

Особенностью "Битрикс24" является так называемая "живая лента", представляющая собой единую ленту событий, в которой отображаются все изменения в рабочих группах, документах, статусах задач и других элементах. Этот инструмент позволяет оперативно информировать сотрудников о происходящем в компании, мгновенно реагировать на поставленные задачи, подключаться к обсуждениям, работать с новыми файлами. Транслируемые в "живой ленте" сообщения можно комментировать и отмечать клавишей "Мне нравится". Заимствованная из социальных сетей функциональность демонстрирует мнение сотрудников, влияет на рейтинг записей и их позицию в выдаче при поиске по хранимому в системе контенту.

"Битрикс24" содержит развитый инструментарий управления задачами, который также построен с использованием социальных коммуникаций. Поставленная задача отображается в "живой ленте" согласно настроенным правам доступа, при этом постановку задачи и ход ее выполнения можно комментировать, обсуждать, дополнять необходимыми документами. В задачах есть возможность назначать такие роли, как постановщик (например, сотрудник может самостоятельно поставить себе задачу, указав в качестве постановщика своего руководителя), наблюдатель, соисполнители. График работы над задачами можно представить в виде ленточной диаграммы Ганта, которая наглядно отображает временные рамки задач по отдельному проекту. Каждую выполненную задачу руководитель может оценить положительной или отрицательной отметкой, на основе которых составляется отчет об эффективности. Подобный механизм позволяет определить, насколько результативно работает сотрудник, отдел и вся компания в целом. Предусмотрена возможность экспорта отчетов в Excel.

Решение использует вычислительные мощности облачной инфраструктуры Amazon, что, по заверениям представителей "1С-Битрикс", гарантирует бесперебойную и надежную работу SaaS-площадки. Для обеспечения безопасности в сервисе предусмотрено несколько уровней защиты и задействована поддержка криптографического протокола SSL, обеспечивающего шифрование передаваемых между клиентским компьютером и сервером данных. Помимо этого, сообщается о наличии в системе проактивного фильтра Web Application Firewall (WAF), блокирующего различного рода хакерские атаки на веб-приложения.

Работа с сервисом "Битрикс24" может вестись в рамках трех тарифных планов, один из которых ("Проект") полностью бесплатен и содержит ряд ограничений по функциональности, количеству активных пользователей и объему файлового хранилища. Два других тарифа — "Команда" и "Компания" — являются коммерческими и предполагают ежемесячный платеж 4 990 и 9 990 рублей соответственно. Приобрести лицензии можно через партнеров "1С-Битрикс" и "1С", а получить дополнительные сведения — на сайте проекта bitrix24.ru.

TeamTools

Адрес: teamtools.ru
Разработчик: компания NG Logic

Отличительной чертой этого сервиса является интерфейс, построенный с использованием программной платформы Microsoft Silverlight и реализованный в духе рабочего окружения Windows. Пользователей определенно порадует расположенная в левом нижнем углу клавиша "Пуск", нажатие которой демонстрирует список доступных приложений, снабженная областями быстрого доступа к часто используемым инструментам панель задач и стилевое оформление окон программ, заставляющее пользователей ощущать себя в привычной среде. Если учесть, что большинство офисных сотрудников являются закоренелыми эстетами, не привыкшими менять устоявшиеся стереотипы, решение вполне здравое.

Другой сильной стороной TeamTools является функциональность, обеспечивающая совместную работу нескольких пользователей с единым реестром задач, отслеживание выполнения проектов, управление организационной структурой компании и представленными в корпоративном хранилище документами. Администраторы системы могут создавать подразделения, списки должностей, назначать конкретных сотрудников на эти должности. В результате создания и/или редактирования структуры в автоматическом режиме создаются рабочие группы, соответствующие подразделениям организации. Доступ к информации в группах-подразделениях обеспечивается в соответствии с правилами взаимоотношений подразделений и сотрудников, определенными созданной оргструктурой.

Для оперативного обмена информацией между сотрудниками специалисты NG Logic предусмотрели в своем продукте групповой чат, допускающий возможность демонстрации объектов обсуждения (файлов, задач, документов, событий, изображений), а также использование специальных маркеров. Эта функциональность является альтернативой внутрикорпоративной переписке по электронной почте, которая зачастую не удобна для коммуникаций и сильно загружает почтовые серверы. Отдельно стоит выделить просмотр документов и файлов в различных форматах (DOCX, XLS, XLSX, PDF, RTF, PPT, PPTX, TXT, XPS, HTML, PNG, JPG, видео H.264, WMV, аудио MP3, AAA) без необходимости установки десктопных приложений и без скачивания на локальный компьютер. Допускается также создание и редактирование документов DOCX, RTF, TXT, HTML, XAML, экспорт в формат PDF.

Компания-разработчик TeamTools предлагает на выбор один бесплатный тарифный план для индивидуальных пользователей и коммерческие тарифные планы для организаций и команд (коллективов), различающиеся количеством поддерживаемых пользователей, объемом файлового хранилища и составом доступных модулей. Ежемесячная арендная плата за SaaS-сервис начинается с 200 рублей. Заказчикам, воспринимающим в штыки любые идеи миграции в облако и предпочитающим более "приземленные" решения, NG Logic предлагает установку, настройку и поддержку отдельного сервера TeamTools в защищенной внутренней сети организации.

TeamLab

Адрес: teamlab.com
Разработчик: компания Ascensio System SIA

Разработка латышских программистов, распространяемая с открытыми исходными кодами на условиях лицензии GNU GPL v3 и, как следствие, предоставляющая дополнительную степень свободы компаниям, использующим частные облака для работы с веб-приложениями. Это первый весомый плюс проекта, есть и второй — многоязычность. Интерфейс портала TeamLab доступен на 15 языках, а также переводится еще более чем на два десятка языков. Столь внушительный багаж языковых знаний может быть востребован международными организациями, использующими SaaS-сервис для налаживания совместной работы сотрудников из разных стран мира.

Что касается функциональности, в этом плане TeamLab идентичен рассмотренным выше платформам. В состав сервиса включены модули "Управление проектами", "Совместная работа", "Календарь", "Управление документами" и другие инструменты, которые помогают коллективу действовать как единый организм, решая общие задачи и добиваясь результатов. Упоминания также заслуживают средства быстрого обмена сообщениями и импортирования документов из Google Docs, Zoho, Box.net, интегрированная в продукт система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), механизм контроля версий файлов и наличие мобильной версии веб-интерфейса сервиса. Сродни "Битриксу", в TeamLab задействованы инструменты социальной направленности, такие как блоги и форумы.

Сервис TeamLab развернут в облачной инфраструктуре Amazon Web Services и для пущего спокойствия IT-администраторов оснащен функциями создания резервной копии данных в любой момент времени. В отличие от большинства альтернативных SaaS-продуктов, использовать все возможности разработки Ascensio System SIA можно совершенно бесплатно, без ограничений по времени, количеству проектов, пользователей и функционалу. Единственные ограничения — это 1 Гбайт рабочего пространства и лимитированный планкой в 10 Мбайт размер каждого загружаемого в корпоративное хранилище файла. Для хранения больших объемов информации предлагается разместить портал на своем сервере или воспользоваться экстра-опциями за 49 долларов США в месяц, увеличивающими размер дискового пространства до 50 Гбайт, загружаемых файлов — до 100 Мбайт. Задействовать в деле столь внушительный объем хранилища можно путем интеграции в TeamLab различных онлайновых приложений и сервисов. Соответствующий API-инструментарий представлен на сайте api.teamlab.com.

Мы рассмотрели далеко не все SaaS-системы совместной работы и управления корпоративной информацией. Тем не менее даже попавших в обзор продуктов вполне достаточно, чтобы представить масштаб и перспективы рынка облачных услуг. В России данный сегмент рынка пока невелик, но его ожидаемые темпы роста должны существенно превысить аналогичные показатели по всему рынку IT-услуг в 2012-2015 годах. По прогнозам IDC, к концу 2015 года объем отечественного рынка cloud-решений превысит отметку в 1,2 млрд долларов, демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%. Впечатляющие показатели, не правда ли?

Постоянный URL: http://servernews.ru/596373
Поделиться:  

Комментарии