Говоря о современных тенденциях, в Microsoft прежде всего акцентируют внимание на четырех трендах отечественного IT-рынка — мобильности, «больших данных» (Big Data), социализации и бурно развивающихся облачных вычислениях. По мнению экспертов, именно эти составляющие оказывают существенное влияние на бизнес организаций и их адаптацию к новому рабочему окружению в цифровой среде. Для оценки масштабов происходящих изменений обратимся к результатам аналитических исследований по каждому из озвученных направлений.
Цифры и факты
Мобильность. По данным консалтингового подразделения Cisco IBSG Horizons Research, в России все больше компаний признают, что мобильные технологии сулят бизнесу немало преимуществ за счет реорганизации корпоративного IT-окружения, и придерживаются стратегии Bring Your Own Device (BYOD), позволяя сотрудникам использовать для работы свои собственные вычислительные устройства. Согласно проведенным опросам, 55% сотрудников практикуют повсеместное использование мобильных устройств для работы. В 40% компаний портативные устройства находятся в собственности работников, а в 67% организаций технические службы обеспечивают IT-поддержку ноутбуков, планшетных ПК и смартфонов, принадлежащих сотрудникам. При этом доля бюджетных расходов отечественных предприятий на поддержку инициатив мобильности составляет 12 процентов.
В опубликованном Cisco IBSG Horizons Research отчете отмечается, что мобильность увеличивает производительность труда и, как следствие, предоставляет компаниям конкурентные преимущества, помогая привлечь новых заказчиков и повысить качество оказываемых услуг. Кроме того, когда сотрудники получают право по своему усмотрению выбирать место для работы, методы ведения бизнеса и инструментарий, уровень их удовлетворенности работой повышается, а работодатель сокращает издержки. В то же время эксперты подчеркивают, что принципиальным моментом в применении подхода BYOD является высокий уровень правового и технического управления устройствами и конфиденциальной информацией. Для обеспечения безопасности корпоративных данных, доступ к которым открыт из различных точек, предприятия должны внедрять систему проактивного управления персоналом, данными и приложениями с помощью IT-политик и технологических решений.
«Большие данные». Все возрастающие объемы неструктурированной информации, получившие в профессиональной IT-среде название Big Data, требуют инновационных подходов к обработке и аналитике данных. Согласно оценкам аналитиков International Data Corporation (IDC) и EMC, в течение ближайших семи лет количество серверов в мире вырастет в десять раз, а объем управляемой напрямую корпоративными ЦОД информации — в 14 раз, при этом масштабным изменениям подвергнутся типы хранящихся в облачных инфраструктурах данных.
По прогнозам экспертов, к 2020 году цифровая вселенная достигнет объема в 40 зеттабайт, и рост общего объема информации будет происходить в основном за счет автоматически генерируемых данных. Ожидается, что около половины данных (46,7%) в облаках будут относиться не к корпоративной информации, а к сфере развлечений. Остальную часть составят данные систем видеонаблюдения, встроенных и медицинских платформ, информация с компьютеров, телефонов, бытовой электроники. В результате стремительного роста объемов неструктурированных данных (видео, аудио, сообщения электронной почты, публикации в блогах, сообщения в социальных сетях, текстовые сообщения, изображения и т.п.) IT-компании столкнутся с рядом трудностей, наиболее значимыми из которых станут проблемы защиты корпоративной информации и вопросы оперативной обработки больших объемов полезных данных, значительная часть которых будет просто-напросто теряться. На сегодняшний день, к примеру, используется менее 3% из 23% потенциально полезных данных, которые могли бы найти применение с технологиями Big Data. Все это обуславливает важность понимания и интерпретации «больших данных» в бизнес-среде, расходы на обработку которых, по данным IDC, в текущем году составят 10 млрд долларов, а к 2016 году — увеличатся до 20 млрд долларов. Это очень серьезный рынок.
Социализация. При правильном использовании социальные сервисы могут быть удобным средством внутрикорпоративных коммуникаций и эффективным рычагом управления бизнесом. К пониманию этого, как свидетельствует проведенное агентством Ipsos по заказу Microsoft исследование, в последнее время приходит все большее число отечественных организаций, положительно оценивающих потенциал социальных инструментов в корпоративной среде и считающих, что их использование может повысить продуктивность работы и ускорить решение задач.
Опросы представителей компаний различных секторов экономики показали, что Россия в этом плане идет в ногу с мировыми IT-тенденциями. Сотрудники все чаще используют электронную почту, службы обмена мгновенными сообщениями, видеоконференции, ленты новостей, облачные сервисы, интранет. Респонденты оценили эти сервисы как полезные инструменты для работы и предположили, что их применение будет поддерживаться организацией. Семь из десяти опрошенных специалистов российских предприятий отметили рост эффективности совместной работы, а 50% полагают, что будут работать эффективнее, если их руководство поддержит использование социальных сервисов. Отечественный бизнес позитивно оценивает преимущества социальных инструментов, и все больше организаций приходят к пониманию их практической ценности в корпоративной среде. Как следствие, растут объемы инвестиций в эту сферу.
Облачные вычисления. О стратегической важности cloud-технологий для IT сегодня говорят все и повсюду, в том числе и аналитики, отмечающие стремительный рост рынка облачных услуг в России. По данным IDC, отечественный рынок облачных услуг в 2012 году вырос более чем на 70% и достиг 208,9 миллиона долларов (для сравнения: двумя годами ранее данный показатель составлял всего лишь 35 млн долларов). В текущем году ожидается рост на 60%, в последующих — около 40%.
В опубликованном IDC бюллетене Russia Cloud Services Market 2013-2017 Forecast and 2012 Competitive Analysis отмечен сектор розничной и оптовой торговли, ставший в прошлом году крупнейшим потребителем услуг публичного облака. На втором месте оказались телекоммуникационные организации и средства массовой информации, на третьем — сектор профессиональных услуг, включающий в себя IT-компании. Вертикальная структура рынка услуг на базе частного облака, напротив, была несколько иной — здесь на первом месте были финансовые услуги, в то время как торговля и телеком заняли соответственно второе и третье места. Потребителей cloud-услуг огромное количество, равно как и технологий для построения облачных решений, разнообразие которых делает вопрос выбора оптимального продукта по соотношению «цена—качество» отнюдь не тривиальным.
В центре облачных инноваций
Ответом на перечисленные выше тенденции стал выпуск Microsoft комплексного решения Cloud OS, позволяющего предприятиям разворачивать любые виды облаков — частные, публичные, гибридные — в любых сочетаниях и с возможностью переноса вычислительных нагрузок и обрабатываемых данных из одного ЦОД в другой, использовать различные бизнес-приложения на любых устройствах, а также извлекать новые знания из мультиструктурных данных, независимо от того, где и как они хранятся. Платформа может быть задействована компаниями как в собственных дата-центрах и серверных площадках, так и в облаках сервис-провайдеров либо в защищенных ЦОД Microsoft, расположенных по всему миру.
В состав Microsoft Cloud OS включены многофункциональная облачная платформа Windows Azure, поддерживающая виртуализацию серверов, работу с хранилищами и сетями операционная система Windows Server, инструмент управления IT-активами System Center, система анализа и управления реляционными базами данных SQL Server, интегрированная среда разработки Visual Studio и прочие инфраструктурные продукты и сервисы корпоративного уровня. Такое объединение программных решений позволило компании Microsoft сформировать полномасштабную экосистему cloud-вычислений, в рамках которой возможен бесшовный, абсолютно прозрачный перенос бизнес-приложений и данных из одного облака в другое.
Используя возможности виртуализации, масштабирования, высокопроизводительного хранения и программно-определяемых сетей, сервис-провайдеры и заказчики Cloud OS могут:
- работать в своем ЦОД с сервисами, основанными на тех же технологиях, что и сервисы публичного облака Windows Azure;
- объединять собственные дата-центры и публичные облака в единую инфраструктуру;
- в полной мере использовать облачные модели PaaS (платформа как сервис) и IaaS (инфраструктура как сервис);
- во время обновления программно-аппаратных средств основного ЦОД перемещать нагрузку в облачный резервный дата-центр и продолжать тем самым предоставлять пользователям сервисы;
- делать облачное резервирование своих локальных систем и аварийное восстановление из облака, повышая таким образом отказоустойчивость критичных для бизнеса приложений;
- комбинировать данные из частного и публичного облаков, а также применять на практике прочие сценарии работы.
В числе других особенностей Cloud OS можно выделить возможности использования преимуществ концепции BYOD и включения мобильных устройств в работу предприятия, применения встроенных в SQL Server средств аналитики для извлечения знаний из разных типов данных, создания современных бизнес-приложений, которые могут функционировать на всех устройствах — телефонах, планшетах и ПК, а также развитые средства обеспечения безопасности корпоративной среды и контроля используемых вычислительных ресурсов. Благодаря недавно заключенному Microsoft и Oracle партнерскому соглашению, заказчики могут использовать программное обеспечение Oracle на платформе виртуализации Windows Server Hyper-V и в облачном окружении Windows Azure. Организации могут разворачивать софтверные решения Oracle, включая Java-приложения, базу данных Database и сервер приложений WebLogic Server, в виртуализованной или в облачной среде Microsoft и получать полную техническую поддержку от Oracle, что тоже является одним из преимуществ Cloud OS.
Входящий в состав облачной платформы сервис Windows Azure Active Directory позволяет предприятиям использовать имеющуюся локальную инфраструктуру Active Directory для аутентификации и авторизации пользователей в приложениях Windows Azure, обеспечивая тем самым единый вход в систему (Single Sign-On). Для централизованного управления IT-инфраструктурой, мониторинга серверов и приложений также предусмотрены соответствующие средства — System Center App Controller и Operations Manager. С их помощью администраторы могут управлять подписками, посредством библиотеки шаблонов разворачивать новые сервисы, осуществлять делегирование прав на управление инфраструктурой другим пользователям, контролировать работу облачных служб и выполнять прочие задачи.
Перспективы и ожидания
Microsoft возлагает большие надежды на новый продукт, отвечающий всем современным технологическим тенденциям, позволяющий сократить расходы на IT-услуги, по-новому взглянуть на весь процесс автоматизации деятельности компаний и создания программного обеспечения, отказаться от высоких первоначальных затрат на инфраструктуру и ее последующее поддержание, а также решить проблемы быстрого развертывания приложений, выхода на новые рынки, расширения клиентской базы и увеличения количества заказчиков. Задействованная в Cloud OS бизнес-модель с платой за использование освобождает заказчиков от необходимости приобретать серверы и системы хранения данных «с запасом» и платить за те ресурсы, которые могут использоваться неэффективно. Организации могут оценить окупаемость каждого конкретного приложения и решить, стоит ли продолжать его использовать и в каких масштабах. В результате оптимизируются операционные расходы и сокращаются капитальные, поскольку все расходы, связанные с созданием, обслуживанием и развитием вычислительной инфраструктуры, берет на себя провайдер облачной платформы.
По мере того, как руководители компаний, бизнес-подразделений и IT-служб начинают думать о том, как инвестировать свои бюджеты, как разворачивать рабочее окружение, как эффективно решать задачи, они задумываются над тем, как правильно построить свою платформу, IT-инфраструктуру и — самое главное — как выстроить свою стратегию работы в облаке. На этом этапе у них возникают множество вопросов и определенная неуверенность — во что вкладывать деньги. Инвестировать ли в частное, публичное или сразу в гибридное облако, где разместить виртуальные машины — на собственных серверах или площадках сервис-провайдера и т.д. Вопросов масса. И часто организации не понимают, в каком направлении будет развиваться IT-рынок и какие сферы финансировать в первую очередь. В то же время решения, которые они принимают сейчас, очень важны в долгосрочной перспективе. Поэтому задача и интерес Microsoft заключаются в том, чтобы дать заказчикам возможность иметь такую облачную среду, инвестиции в которую эффективны при любой модели развития — будь то частное, публичное или гибридное облако. С выпуском Cloud OS компания Microsoft предлагает корпоративной аудитории, во-первых, видение того, как будет развиваться IT-рынок. Во-вторых, стратегию развития облачной среды. И самое главное — платформу для ее развертывания.