Российский IT-рынок: факты и тенденции развития в корпоративном сегменте

 

Если заводить разговор о глобальных тенденциях в развитии информационных технологий и их роли в бизнесе, то прежде всего стоит принять во внимание аналитические отчеты компании International Data Corporation (IDC), свидетельствующие о трех основных векторах развития отрасли, коими являются: виртуализация & облака, мобильность и взрывной рост объемов данных.

Согласно опубликованным IDC в отчете Russia Cloud Services Market 2012-2016 Forecast and 2011 Competitive Analysis данным, размер российского рынка облачных услуг вырос в прошлом году в четыре раза (на 417,3%) и достиг 59,4 миллиона долларов США. При этом экспертами был зафиксирован резкий рост услуг категории IaaS, составившей наибольшую долю (49,6%) публичных cloud-сервисов, доля SaaS-решений составила 46,8%, PaaS — 3,6%. Не менее впечатляющий рост продемонстрировал сегмент частного облака. Расходы на упомянутый тип услуг составили 32 млн долларов. Более 75% данной суммы также пришлось на сегмент IaaS-систем. По прогнозам аналитиков, рынок облачных услуг будет расти гораздо быстрее, чем весь рынок IT-услуг, и к концу 2016 года объем всего рынка cloud-услуг составит более 460 млн долларов, демонстрируя среднегодовой темп роста 50,8%.

Технологии виртуализации также находятся на пике своего развития. По данным исследования, проведенного аналитиками "Лаборатории Касперского" с целью выявления основных тенденций в области виртуализации в корпоративном секторе российского рынка, более трети (40%) компаний уже используют виртуальные серверы, и в каждой пятой (19%) отечественной организации планируют задействовать их для решения своих задач в течение года.

Результаты опроса специалистов, отвечающих за IT-инфраструктуру и обеспечение ее безопасности в компаниях, свидетельствуют о том, что по продолжительности использования технологий виртуализации РФ ничуть не уступает более опытным Европе и США. В среднем для отечественных предприятий этот срок составляет почти два года, что соответствует мировому показателю. Чаще всего российские организации используют технологии виртуализации применительно к базам данных, электронной почте и ERP-приложениям. При этом большинство всех сервисов, запущенных в виртуальной среде, являются критически важными для бизнеса.

Как отмечается в опубликованном антивирусной компанией отчете, виртуализация позволяет свести к минимуму сбои в работе критически важных приложений в случае неисправностей аппаратного обеспечения за счет организации системы из нескольких физических серверов. При неисправности одного из физических серверов размещенные на нем виртуальные машины автоматически переносятся на другие физические хост-серверы, чем обеспечивается высокая готовность и отказоустойчивость в работе критически важных приложений. Кроме того, виртуализация серверов позволяет более эффективно управлять IT-инфраструктурой организации и оперативно реагировать на любые требования, предъявляемые современной бизнес-средой, что в свою очередь приводит к снижению операционных и капитальных затрат.

Второй значимый IT-тренд российского рынка — мобильные технологии, развивающиеся семимильными шагами и приведшие к тому, что число продаваемых в России портативных устройств уже превысило количество приобретаемых пользователями ПК. Десктопы больше не являются единственной точкой доступа к информации, что вносит свои коррективы в корпоративную культуру и личную жизнь пользователей. По данным Symantec, 71% россиян используют один сотовый телефон, 26% — два мобильника и 3% — аж три портативных устройства. При этом каждый третий гаджет представляет собой многофункциональный смартфон с выходом в Интернет.

Неустанное совершенствование средств виртуализации, облачных и мобильных технологий является следствием взрывного роста объемов данных. Проведенные экспертами Cisco Systems исследования показывают, что в период до 2015 года российский интернет-трафик будет расти заметно быстрее общемирового и в результате увеличится более чем впятеро по сравнению с показателями 2010 года (глобальный сетевой трафик за тот же период вырастет вчетверо). При этом пиковый объем интернет-трафика в стране увеличится и того больше — в семь раз. По сравнению же с данными 2005 года российский сетевой трафик вырастет в 49 раз. Внушительный показатель, не правда ли?

Ожидается, что в 2015 году ежемесячный объем российского интернет-трафика достигнет уровня в 880 петабайт (для сравнения: в 2010 году этот показатель равнялся 168 петабайтам). Ежегодный прирост российского IP-трафика в ближайшие три года составит 39%, и в результате годовой объем IP-трафика в 2015 году достигнет 14,3 эксабайта, или 4 терабита в секунду. Этого достаточно, чтобы обеспечить круглосуточный непрерывный просмотр потокового видео высокого разрешения зрительской аудиторией в 3 млн 20 тыс. человек. Не менее любопытным является предположение, что за пять лет — с 2010 по 2015 год — объем передачи данных по мобильным сетям в России возрастет в 24 раза. В этот период мобильный трафик будет расти вдвое быстрее фиксированного IP-трафика. В результате в 2015 году мобильный трафик в пять раз превысит общий объем российского Интернета по состоянию на 2005 год.

По мнению экспертов, рост числа портативных устройств и объемов генерируемого ими трафика свидетельствует о наступлении переломного момента в вопросе применения мобильных технологий. В недавно опубликованном отчете компании Citrix Systems, в частности, подтверждается факт того, что в России все больше организаций делают ставку на мобильные решения, сулящие бизнесу немало преимуществ за счет реорганизации корпоративного IT-окружения и освоения новых рабочих процессов, появляющихся в эпоху пост-ПК. Согласно прогнозам, к 2020 году треть российских служащих уже не будет проводить всё время в офисе. Вместо этого сотрудники будут работать из дома (38,4%), на площадках, где ведутся проекты (26%), или на территории клиентов и партнеров (31%). Также ожидается, что люди будут использовать корпоративные приложения, данные и дополнительные сервисы с помощью портативных вычислительных устройств, находясь в отелях, аэропортах, кафе, и во время различных поездок.

Опросы руководителей компаний свидетельствуют о том, что организация рабочего пространства создаёт для сотрудников более гибкое, подвижное окружение (39%), снижает дополнительные затраты, связанные с персоналом (32%) и недвижимостью (34%), помогает привлекать (27%) и удерживать (23%) высококвалифицированные кадры. Для самих служащих выгоды заключаются в повышении их мобильности (32%), улучшении показателей производительности труда (34%), сокращении времени на переезды (55%), улучшении соотношения работы и личной жизни (20%). Это также помогает им уделять больше времени клиентам (41%). По данным аналитиков, большая часть компаний (90%) будет придерживаться политики "Принеси свое устройство" (Bring Your Own Device, или BYOD). Сотрудники смогут сами выбирать и приобретать устройства, которые они будут использовать в работе. При этом 83% от общего числа организаций готовы полностью или частично возмещать стоимость технических средств.

"Мобильные технологии изменили понятие рабочего места. Если раньше это было огороженное помещение со стенами и охраной, находиться в котором могут только сотрудники компании, то сегодня ничего этого нет, а рабочее место находится там, где мобильный телефон или планшет сотрудника. И все корпоративные данные вместе с этими устройствами выходят за пределы охраняемого офиса, порождая новые риски", — отмечает Андрей Вышлов, глава представительства Symantec в России и странах СНГ, акцентирующий внимание на важности обеспечения безопасности информации в бизнесе. По мнению г-на Вышлова, принципиальным моментом в применении подхода BYOD, стирающего границы между личной и корпоративной информацией, является высокий уровень правового и технического управления устройствами и конфиденциальными данными.

С тем, что мобильность сотрудников может принести серьезную пользу бизнесу, но только при условии создания единых правил использования портативных гаджетов в корпоративной сети и внедрения эффективных решений для их контроля и защиты, согласны и в "Лаборатории Касперского". Проведенные аналитиками антивирусной компании опросы свидетельствуют, что в каждой третьей отечественной организации сегмента малого и среднего бизнеса (SMB) видят в заполонивших рынок портативных гаджетах серьезную угрозу бизнесу. При этом практически в каждой второй организации гораздо больше обеспокоены вопросами безопасности корпоративных смартфонов и планшетов по сравнению с прошлым годом.

Опросы IT-специалистов показали, что значительная часть мобильных устройств, используемых в рабочих целях, является собственностью сотрудников. В России такой подход практикуют три четверти малых и средних предприятий. Причем 38% организаций признались, что, несмотря на риски IT-безопасности, в дальнейшем планируют еще более активно стимулировать сотрудников к использованию личных гаджетов для выполнения бизнес-задач. По мнению экспертов, такой подход требует введения дополнительных политик, ограничений и инструментов управления мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM). Однако уровень внедрения таких средств защиты в SMB-секторе пока крайне низок. Согласно результатам исследования, только 12% российских малых и средних компаний применяют MDM-системы, 21% — специальные политики безопасности для смартфонов и планшетов. Причем большинство респондентов считает, что использует эти инструменты недостаточно эффективно.

Как бы то ни было, интерес российского бизнеса к средствам обеспечения информационной безопасности (ИБ) пусть неспешно, но растет. По данным аналитиков IDC, объем российского рынка софтверных решений ИБ в 2011 году достиг 306 миллионов долларов США, что соответствует годовому приросту на 27,7 %. При этом около 60% рынка контролировали пять компаний: "Лаборатория Касперского", ESET, Symantec, Positive Technologies и Microsoft. Также в число ведущих поставщиков программных решений ИБ вошли IBM, "Доктор Веб", "Инфосистемы Джет", HP и Oracle.

В опубликованном IDC отчете Russia Security Software 2012-2016 Forecast and 2011 Vendor Shares отмечается, что домашние пользователи до сих пор остаются ведущими потребителями на рынке. В корпоративном сегменте значительным спросом продолжают пользоваться решения по управлению инфраструктурой ИБ, идентификацией и доступом. Решения по защите от утечек данных также востребованы организациями, работающими с большими объемами персональных и финансовых данных, прежде всего банками, операторами связи и государственными учреждениями. По прогнозам IDC, в ближайшие пять лет российский рынок программных продуктов обеспечения ИБ будет ежегодно расти в среднем на 22,4%.

"Принимая решение об инвестициях в программное обеспечение информационной безопасности, российские компании уделяют все большее внимание проблемам управления уязвимостями и доступом к информации. Пользователи осознают необходимость таких решений для защиты критически важных данных и обеспечения непрерывности бизнеса, — отмечает аналитик IDC Петр Городецкий. — Времена, когда информационная безопасность ассоциировалась у заказчиков с наличием антивируса и защитой внешнего периметра, уходят в прошлое".

Подведем итоги. Как было сказано в начале материала, отечественный рынок корпоративных информационных систем и технологий стоит на пороге масштабных инноваций и изменений — об этом свидетельствуют перечисленные выше отчеты аналитиков и экспертов. Новые IT-решения несут преимущества бизнесу, расширяют сферу применения мобильных приложений и сервисов, предоставляют оперативный доступ к информации и способствуют повышению технологического потенциала российских компаний. Приоритеты бизнеса меняются — это нормально и от этого никуда не деться. Однако необходимо осознавать не только преимущества IT, но и возникающие угрозы, для защиты от которых следует применять на практике современные средства информационной безопасности, учитывающие трансформацию индустрии цифровых технологий и рынка.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER. | Можете написать лучше? Мы всегда рады новым авторам.
Постоянный URL: https://servernews.ru/596699
Система Orphus